Олег Андреевич Анофриев (20.07.1930 — 28.03.2018) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, певец, автор песен. Заслуженный артист РСФСР, народный артист РФ.

БИОГРАФИЯ

Олег Андреевич Анофриев родился в Геленджике 20 июля 1930 года в семье врача, заведующего медкабинетом на ГПЗ-1, Андрея Сергеевича Анофриева и домохозяйки Марии Гавриловны Анофриевой и был их третьим сыном — у него были два старших брата, Сергей и Владимир. Хотя семья жила в Москве, Олег родился в Геленджике, потому что во время летних курортных сезонов Андрей ежегодно получал назначение главным врачом в санатории на Черноморском побережье (когда родился Олег, он был главным врачом санатория МГУ).

В Москве Анофриевы жили на Смоленской площади. С 6-го класса Олег занимался в школьном драмкружке, обладал хорошими вокальными данными.

В октябре 1941 года Олег с матерью эвакуировались в Свердловск, откуда позже их забрал в Москву комиссованный из армии отец.

Олег Анофриев
Олег Анофриев

КАРЬЕРА

После окончания средней школы в 1950 году поступил в Школу-студию МХАТ (курс Сергея Блинникова и Георгия Герасимова). Дипломной работой Анофриева была роль Тони Лумникса в спектакле «Ночь ошибок» по пьесе Оливера Голдсмита.

В 1954 году, успешно окончив школу-студию, по распределению был направлен актёром в Центральный детский театр.

В 1960—1962 годах — актёр Театра имени В. Маяковского.

В 1962—1972 годах — актёр Театра имени Моссовета.

В 1972—1995 годах — актёр Театра-студии киноактёра, некоторое время работал главным режиссёром этого театра.

Начиная с 1990-х годов, Анофриев почти не снимался в кино, продал свою трёхкомнатную московскую квартиру и переехал жить в подмосковную деревню.

В 1992 году дебютировал как кинорежиссёр, поставив фильм «Быть влюблённым» с Галиной Польских, Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым в главных ролях. В этой картине Анофриев выступил одновременно и в качестве композитора.

В середине 1990-х годов был ведущим телепередачи «Сказочный полдник» на канале РТР.

В 1999 году вёл программу «Домашняя библиотека» на ОРТ.

В 1999 году выпустил книгу «Солдат и балерина», где собраны стихи, тексты песен, воспоминания об актёрах, режиссёрах, исполнителях, с которыми ему довелось работать и встречаться в жизни (Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Серафима Бирман, Николай Охлопков, Николай Крючков, Евгений Весник, Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Валентин Гафт, Майя Кристалинская и др).

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Не состоял ни в одной политической партии, однако в 1999 году входил в группу поддержки создания избирательного блока «Единство» («Медведь»).

Положительно оценивал деятельность Владимира Путина и Сергея Шойгу.

В 2014 году в интервью газете «Культура» заявил, что на Украине «орудуют» «сентиментальные убийцы, страдающие комплексом неполноценности», целью которых стали «Донецкая и Луганская области — русские люди, которые давно освоили эту территорию и жили на ней собственным трудом». Тем не менее, он не разделял позиции Олега Табакова, который в интервью от июля 2015 года критически высказывался об украинцах.

СЕМЬЯ

Жена — Отливщикова Наталья Георгиевна (род 1932), врач.
Дочь — Мария (род. 1959), врач.
Внучки — Наталья и Анастасия.
Правнук — Олег.

Олег Анофриев
Олег Анофриев

ТВОРЧЕСТВО

Роли в театре

Центральный детский театр (1954—1960 гг.)

1954 — «Мнимый больной» (по пьесе Ж. Б. Мольера, режиссёр О. Н. Ефремов)
1954 — «В добрый час!» В. С. Розова, постановка А. В. Эфроса) — Вадим Развалов
1956 — «Двадцать лет спустя» М. А. Светлова, постановка Б. В. Бибикова, О. И. Пыжовой — Костя-Налево
«Димка-невидимка» (мюзикл, режиссёр О. Н. Ефремов) — Димка

Театр имени Моссовета (1962—1973 гг.)

1962 — «Василий Тёркин» (по А. Твардовскому), постановка А. Л. Шапс — Василий Тёркин
«Время любить» Б. С. Ласкина — Ромашкин[1]
1967 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, постановка Ю. Завадского — матрос Виленчук
«Маленькая студентка» Н. Ф. Погодина — Худышкин
«Весенние скрипки» А. П. Штейна — Гоша

Театр-студия киноактёра

«Тебе одной и об одной тебе», моноспектакль О. Анофриева

Олег Анофриев
Олег Анофриев

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1955 – Секрет красоты (Эдик, стиляга)
1955 – За витриной универмага (Слава Сидоркин, комсорг отдела готового платья)
1956 – Путешествие в молодость (Кока Крушинский, стиляга)
1956 – В добрый час! (Вадим Развалов)
1956 – Там, где кончается асфальт (Имя персонажа не указано)
1958 – Девушка с гитарой (Савушкин)
1960 – Простая история (молодой агроном)
1961 – Артист из Кохановки (Миша, техник-строитель)
1961 – Алые паруса (Летика, матрос Грэя)
1962 – Весёлые истории (Федька)
1962 – Коллеги (Владька Карпов)
1964 – Сказка о потерянном времени (старый Петя Зубов)
1966 – Проверено — мин нет (Мамалыжкин, советский сапёр)
1966 – Друзья и годы (Вадим Лялин)
1970 – В Москве проездом… (Олег)
1971 – Алло, Варшава! (Стефан Скавронский, заместитель редактора)
1973 – Берега от автора
1974 – Автомобиль, скрипка и собака Клякса (музыкант)
1974 – Северный вариант (Кожеватов)
1974 – Состязание менестрель (исполнение песен)
1975 – Мой дом — театр (Шмыга)
1975 – Под крышами Монмартра (Франсуа)
1976 – Первый рейс (Сергей)
1976 – Обыкновенная Арктика (Степан Грохот)
1978 – Додумался, поздравляю! (Евгений Чернов)
1978 – Случайные пассажиры (инспектор ГАИ, старший сержант милиции)
1978 – Солнце, снова солнце (Копейка)
1978 – Кот в мешке (Панин)
1978 – Схватка в пурге (шофёр Миша)
1978 – Пока безумствует мечта (Такао-хара, японский пилот)
1978 – Инкогнито из Петербурга (Пётр Иванович Бобчинский)
1978 – Поворот (адвокат)
1979 – Ссыльный № 011 (инспектор ГАИ)
1979 – Примите телеграмму в долг (участковый милиционер)
1979 – Бабушки надвое сказали… (милиционер)
1981 – Будьте моим мужем (отдыхающий-ветеринар)
1982 – Там, на неведомых дорожках… (Соловей-разбойник)
1982 – Нежданно-негаданно сосед (Жанны, библиофил)
1983 – Спокойствие отменяется (дед Потап)
1983 – Человек на полустанке (Василий)
1983 – Тайна виллы «Грета» (главный редактор)
1984 – Герой её романа (Петя Божко)
1985 – После дождичка в четверг (царь Авдей)
1986 – Хорошо сидим! (Шеф / третий пассажир — роль Борислава Брондукова)
1986 – Секунда на подвиг (Гуренко)
1987 – Гардемарины, вперёд! (сплетник / озвучивание)
1987 – Человек с бульвара Капуцинов (тапёр)
1989 – Криминальный квартет (Матвей Иосифович Фельдман (МИФ), завскладом)
1989 – Две стрелы. Детектив каменного века (Барабанщик)
1990 – Захочу — полюблю (Хмылёв)
1992 – Быть влюблённым (РЕЖИССЁР, КОМПОЗИТОР)
1992 – Назад в СССР (таксист)
1995 – Маша и звери (дедушка)
1995 – Московские каникулы (командир самолёта)
1996 – Бродвей моей юности (Имя персонажа не указано)
1997 – Звёздная ночь в Камергерском (участник капустника МХТ)
1999 – Опять надо жить (Имя персонажа не указано)

ВОКАЛ В ФИЛЬМАХ

1968 — Улыбнись соседу — вокал, финальная песня
1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — вокал
1973 — Земля Санникова — Крестовский (вокал)
1973 — Жили три холостяка — Андрей (вокал)
1975 — Не может быть! — вокал, финальная песня
1977 — Волшебный голос Джельсомино — король Джакомон, Калимер (вокал)
1982 — Принцесса цирка — Тони (вокал)
1987 — Гардемарины, вперёд! — вокал
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
1982 — Спокойной ночи, малыши! (камео)
1964 — Ситцевая улица — Челнок
1964 — Храбрый портняжка — Портняжка
1967 — Книга джунглей — король Луи (дубляж студии «Пифагор», 2007 г.)
1969 — Бременские музыканты — Трубадур, Атаманша, Пёс, Кот, Петух, Король и другие
1969 — Что такое хорошо и что такое плохо — Карандаш
1970 — Отважный Робин Гуд — Робин Гуд
1972 — Да здравствует природа!
1973 — Сказка о попе и о работнике его Балде — все персонажи
1974 — Шёл трамвай десятый номер — милиционер, пассажиры трамвая, исполнение песни о Фоме
1974 — Сказка за сказкой («Петер — весёлый обманщик») — вокал / все роли
1974 — Как Львёнок и Черепаха пели песню — Черепаха / Львёнок
1975 — В порту — мальчик-мексиканец, капитан танкера, крановщик, медведь и другие
1976 — Слушается дело о… Не очень комическая опера
1977 — Наш добрый мастер
1978 — Горный мастер
1979 — Ох, отдохнул
1979 — Очень синяя борода — Пёс-шут
1980 — Сказка о весёлом клоуне — Клоун (нет в титрах)
1981 — Ничуть не страшно
1982 — Тайна сундука — Рассказчик и все роли
1983 — Змей на чердаке
1983 — Где обедал воробей? (в сборнике «Весёлая карусель» № 14)
1986 — Дореми — все персонажи
1991 — Соловей
Дубляж[править | править код]
1946 — Большие надежды — взрослый Герберт Покет (Алек Гиннесс)
1961 — Вестсайдская история — Айс (Такер Смит) (дубляж киностудии «Союзмультфильм», 1979 г.)
1993 — Миссис Даутфайр — Дэниэл Хиллард / миссис Даутфайр (Робин Уильямс)
1998 — Поли — попугай Поли (Джей Мор)

АВТОР ПЕСЕН

Олег Анофриев написал более 50 песен, романсов и мелодий, многие из которых звучали по радио, телевидению, в том числе и в кинофильмах. Некоторые из них:

  • «Река-судьба»
  • «Одуванчики»
  • «Колыбельная»
  • «Весенняя»
  • «Водолаз»
  • «Какая песня без баяна»
  • «Идеальный ремонт»
  • «Лунная дорожка»

ИСПОЛНИТЕЛЬ ПЕСЕН

Олег Анофриев исполнил и записал свыше двухсот различных песен, в том числе к мультипликационным и кинофильмам. Вот некоторые из них:

1961 — «В урочный день, в урочный час» Юрий Саульский на слова Виктора Орлова для телепередачи КВН
1962 — «Песня о друге» Андрея Петрова на слова Григория Поженяна для кинофильма «Путь к причалу».
1965 — «Песня ни о чём» для фильма «Петух».
1964 — «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского на стихи Зои Петровой для цикла передач «Спокойной ночи, малыши!».

1969 — Озвучивал мультфильм «Бременские музыканты» (исполнил партии: Трубадура, Атаманши, Разбойников, Короля, Петуха, Кота, Пса, охранников короля), спел песни Геннадия Гладкова на стихи Юрия Энтина:
«Ничего на свете лучше нету» (с Анатолием Гороховым, а также с Эльмирой Жерздевой и Анатолием Гороховым в финале мультфильма)
Дуэт Трубадура и Принцессы (с Эльмирой Жерздевой)
Песня королевской охраны (с Анатолием Гороховым)
«Говорят, мы бяки-буки» (с Анатолием Гороховым)
Песня разбойников (переодетых Бременских музыкантов) (с Анатолием Гороховым)
Песня Трубадура («Куда ты, тропинка, меня привела?»)
1970 — «Ветер и флюгера» для фильма «Приключения жёлтого чемоданчика»
1972 — «Точка, точка, запятая», озвучивание пластинки «Сказка про русского солдата» (музыка Г. Гладкова)
1973 — в телефильме «Жили три холостяка»:
«Песня о дружбе»
«Песня холостяков»
«Пешеход»
«Песня друзей»
«Зелёный змей (с Фёдором Чеханковым)
«Шотландская застольная Бетховена
«Песня о золотой рыбке» (Романс Андрея) Никиты Богословского на стихи Михаила Танича
1973 — «Есть только миг» и «Всё было» Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва для кинофильма «Земля Санникова»
1975 — «Женщина с зелёными глазами» (Музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва) для кинофильма «Капитан Немо»
1977 — «Песня доносчика Калимера» (Музыка Игоря Ефремова, слова Леонида Дербенёва) для кинофильма «Волшебный голос Джельсомино»
1977 — «Песня короля Джакомона» (Музыка Игоря Ефремова, слова Леонида Дербенёва) для кинофильма «Волшебный голос Джельсомино»
1982 — песня на стихи Юрия Коваля (музыка Мобила Бабаева) в мультфильме «Тайна сундука»
1985 — песня к фильму «Осторожно, Василёк!» на музыку Анны Икрамовой и слова Евгения Аграновича.
2001 — «Дружная семейка» на музыку и слова Юрия Володарского.
2009 — «Патефон» на слова Константина Максимюка в исполнении группы «Пиджаки».
2013 — написал и исполнил вступительную песню к циклу аудиоспектаклей для детей — «Развивающая аудиоэнциклопедия», Александр Лукин.

Олег Анофриев
Олег Анофриев

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

  • Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (17 апреля 1969 года) — за заслуги в области советского театрального искусства
  • Почётное звание «Народный артист Российской Федерации» (15 января 2004 года) — за большие заслуги в области искусства

ФИЛЬМЫ ОБ ОЛЕГЕ АНОФРИЕВЕ

2010 — «Олег Анофриев. Между прошлым и будущим» («Первый канал»).
2015 — «Олег Анофриев. Первый на вторых ролях» («ТВ Центр»).

РЕЛИГИЯ

В 2016 году заявил, что является христианином уже более 50 лет, однако при этом сообщил, что не верит в институт церкви и в посредников между ним самим и богом.

– Смерть меня не пугает. Кто боится говорить о смерти, тот не христианин. Понимаешь, если лишиться смерти, то жизнь становится бессмысленна. Я христианин, христианин без дури. Если я верую, значит, я верую. Я верю в непосредственный контакт с Богом. Я поздно к вере пришел, но уже больше пятидесяти лет тому назад. Когда я с невероятным успехом сыграл Теркина, крест на себя надел в благодарность за ту невероятную славу, которая на меня упала, – вспоминал Олег Анофриев.

ИНТЕРНЕТ

Олег Анофриев вел свой онлайн дневник на площадке liveinternet.ru, где публиковал свои стихи.

О СЕБЕ

Москва дала мне серый цвет лица,
Война дала — в развитии отсталость,
Коль благородство есть — так это от отца,
А чувственность — от матери досталась.

Сознательность — мне привила жена,
Ответственность — от внучки появилась,
От долгого общения с тещей — седина,
Талант — дал Бог. Лукавый дал — хвастливость.

∗ ∗ ∗

– Не всякий актер любит нравиться, есть артисты, которые терпеть не могут жеманства и восхищения собой. Я из этой породы, никогда терпеть не мог, чтобы меня нахваливали, исходной точкой этого нетерпения было то, что это все замешано на вранье. «Мы вас любим!» Да вранье это все. Никто не любит, через пятнадцать минут вы меня затопчете ногами. Будете топтать меня и плясать на мне, если я вам чем-то не угожу.

СМЕРТЬ

– Я о смерти много пишу. Написал стихотворение «Я хочу умереть по весне» Хитрость-то в чем заключается — я писал это стихотворение на исходе весны. Если вдруг придет время помирать раньше, то вы, ребята, дотяните меня до новой весны. Понимаешь, я себе зарезервировал еще одно лето. Дотяните меня до весны. Вот в этой строчке и есть мое жизнелюбие, а не в том, что я пою о смерти. Если в таких тонкостях не разбираться, тогда лучше и не читать мои стихи, – рассказывал Олег Анофриев.

Спешите жить, спешите жить, не зная зависти…
Туда спеши иль не спеши — не опоздаете.
И каждый день как боевик, как откровение,
Ведь жизнь твоя — есть только миг, одно мгновение,
А если время на погост когда-то сбудется,
Лежи достойно, в полный рост, пускай любуются!

Олег Андреевич скончался 28 марта 2018 года после продолжительной болезни.

ВОСПОМИНАНИЯ

Юрий Федорович Маликов

Олег придумал для Маликова название его ВИА — «Самоцветы»…

— Я еще учился в консерватории, когда Олег Андреевич только выпустил «Бременских музыкантов», — вспоминает Юрий Федорович, — и вот во Дворце спорта в Лужниках идет концерт: первое отделение — сборное, а во втором — мы Олегу аккомпанировали (Лева Оганезов на рояле, был еще барабанщик, а я играл на контрабасе, такое вот джазовое трио).

— Но начинал он как блистательный артист?

— Ну что вы, был потрясающий фильм «Секрет красоты» 1955 года, первый фильм Анофриева. Он играл там Эдика, стилягу, его невероятно постригли; такая шуточная, смешная лента, мы обычно с нее начинали нашу программу. Фильм шел минут десять, потом Олег выходил, что-то рассказывал, ну и затем пел 10-12 песен… В эти же годы написал «Какая песня без баяна», — эта вещь великолепно принималась публикой. Человек он настолько был интеллигентный, необычный, знал как никто поэзию. Он не был профессиональным музыкантом, проблема с пальцем была на руке. Что-то случилось в детстве, то ли он какую-то гранату взял, то ли еще что… так что аккомпанировал себе на рояльчике чуть-чуть.

— Но сочинял как бог.

— Он чувствовал мелодию. Легко ее придумывал, не будучи музыкантом-профи. Это очень редкий дар. Очень. Но главное в нем — голос. Необыкновенный. Огромный диапазон. Абсолютный слух. Родился таким. Его детство прошло во время войны, думаю, поэтому он не стал музыкантом, потому что музыка требует с детства более фундаментальных занятий… поэтому стал артистом. Потрясающе играл Тёркина в театре им. Моссовета. Долгие годы. Фактически, был лучшим Василием Теркиным в нашей стране. А «Сказка о потерянном времени», где он, молодой сыграл дедушку? Чудо! Он принадлежал к редкому качеству людей — что-то рассказывал интересное, что-то придумывал, что-то обобщал и что-то напевал. Всё разом!

— Вы часто с ним виделись в последнее время?

— Увы, нет. К сожалению, он уединился на даче. Сидел там в студии, сочинял. Я к нему приезжал… он что-то строил, перестраивал. У него был замечательный цикл на стихи Бернса, — такая сложная поэзия, и музыка, им сочиненная, была сложной, но люди как будто что-то новое слышали для себя. А уж про его хиты и речи нет, возьми любую от «Песенки шофера» до «Пути к причалу».

— У него песни были на все профессии — и про шоферов, хоккеистов, авиаторов…

— В 1960-е годы он был королем сцены. И Теркин, и «Бременские…», — его разрывали на части буквально. В те годы имя Анофриева было столь же востребовано, как сегодня, не знаю, Евгений Миронов, Маковецкий… такого уровня. Одно время Олег с Лановым играл вместе. Но Лановой ушел в театр и кино, а Олег — в музыку. Потому что было невероятное обаяние в голосе. Жалко очень, что сегодня это случилось. Тем более, это он предложил назвать наш коллектив «Самоцветами». Поехали как-то на гастроли, — а я как раз создавал ансамбль и пытался выбрать название, — во время прогулки заходим в какой-то универмаг, Олег видит название отдела «Русские самоцветы». Говорит: «Юр, запиши. Хотя у тебя не все в ансамбле русские… ну оставь просто «Самоцветы»». Я пометил себе это название. А потом мы спели песню «Увезу тебя я в тундру», а там есть фраза — «сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем». Вот так и прижилось…

— Вот не сказать, что это какой-то консерваторского образования бас, такой весь правильный и плакатный…

— Нет-нет, голос другой. Он как Бернес, Высоцкий, Утесов, — то есть люди, обладающие душой. Олег доносил песню так, что ему верили. Дело не в красоте как таковой. У Олега была душа. Он не был человеком шоу-бизнеса. Никогда о нем никто не сказал плохого слова. Не назвал меркантильным, этого не было. Если Лёва Оганезов узнает, он будет просто плакать. Не одну рюмку каши мы вместе съели в 60-е годы, как говорится. Светлая ему память.

…Анофриева теплым словом и даже с восторгом вспоминает весь музыкантский цех. Каждый готов говорить о нем бесконечно, настолько органичен был его талант.

Владимир Дашкевич

— Конечно, Олег — замечательный поющий артист, — говорит композитор Владимир Дашкевич, — только тем, что он спел «Бременских музыкантов», он уже вписал себя в историю. Все партии спел — и мужские, и женские, — в то время это воспринималось как взрыв бомбы. «Бременские» с музыкой Гладкова стали пиком того, что сделал Олег в вокальном плане, для меня вся эта работа — как «Марсельеза» 60-х годов. «Ничего на свете лучше нету» в его исполнении, — стало знаком нашего поколения. Это был знак того, что мы с иностранцами, которых Россия всегда догоняет, идем вровень. Мы стали обыгрывать их на их же поле, как говорят в футболе… Очень жаль. Грустный день.

Загрузка...