Сотрудники Института археологии РАН обнаружили при раскопках в зоне строительства крымской автотрассы «Таврида» каменный мост, построенный к путешествию императрицы Екатерины II в южные области Российской Империи в 1787 году – сегодня это самое старое инженерное сооружение в Крыму.

Крымская новостроечная экспедиция ИА РАН под руководством Сергея Внукова начала работу весной 2017 года. Ее задача — археологическое обследование местности вдоль строящейся трассы «Таврида» от Симферополя до Керчи. К настоящему времени ученые исследовали более 60 памятников самых разных эпох – от мезолита до XIX века.

В Белогорском районе Крыма у деревни Некрасово (бывш. Мелек) сотрудники экспедиции обнаружили памятник дорожного строительства совсем другой эпохи – «Малый каменный мост». Его возведение можно предварительно отнести к концу XVIII века, к времени знаменитого путешествия Екатерины II в недавно присоединенные к России южные регионы.

Возок Екатерины II, гравюра из книги Александра Брюкнера «Екатерина Вторая», 1883.

Императрица Екатерина II много путешествовала по России, историкам известны по меньшей мере восемь ее поездок. Например, в 1767 году она совершила плавание по Волге, добравшись до Симбирска, а в 1780 году — побывала в западных губерниях. Но ее путешествие в Крым, незадолго до того отвоеванный у Турции, в 1787 году превзошло все предыдущие.

Эта поездка продолжалась более полугода — с января по июль, императрицу сопровождала свита из более трех тысяч сановников и придворных. В Киеве к путешественникам присоединились австрийский император Иосиф II, польский король Станислав-Август и светлейший князь Григорий Потемкин.

К приезду Екатерины повсюду ремонтировали и строили мосты, дороги и здания, вдоль маршрута устаналивались каменные дорожные знаки — так называемые «екатерининские мили». Именно с этим путешествием связано появление знаменитого выражения «потемкинские деревни».

Мост, построенный к визиту Екатерины II

Малый каменный мост, найденный археологами, по всей видимости был построен к приезду Екатерины вместе с другими инженерными сооружениями участка тракта из Карасубазара (современный Белогорск) в Феодосию.

Маршрут императрицы по Таврической губернии пролегал через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар в Феодосию. Отрезок этой дороги от Карасубазара до Феодосии проходил значительно севернее современного шоссе и на многих участках совпадает со строящейся трассой «Таврида».

Распоряжение о грандиозном, по тем временам, дорожном строительстве было отдано Потемкиным. По замыслу князя, тракт должен был стать «во много крат краше» древнеримских дорог, являвшихся в то время эталоном дорожного строительства.

Арочный однопролетный Малый каменный мост был построен через ручей Ашиль (левый приток реки Булганак), который протекал в этом месте, но к концу XIX века полностью пересох. Название моста хотя, и условное, но не лишено смысла, так как к западу от него по картам XIX века на реке Кучук-Карасу изображен мост большего размера.

Конструкции Малого каменного моста тщательно сложены на растворе из тесанного природного камня. Длина моста – около 30 метров, ширина – около 8 метров, ширина арки – не более 2 метров. По сторонам моста возвышался парапет – ограждение из крупных тесаных каменных блоков. Позднее он обрушился.

На некоторых блоках парапета и арок были обнаружены процарапанные или вырезанные надписи. В основном это инициалы или фамилии лиц, в разное время проезжавших здесь. Среди русских имен встречена и надпись латиницей. На одном из камней арки процарапана дата — 1861 год.

В XIX веке мост несколько раз перестраивали и ремонтировали. В деталях этих перестроек еще предстоит разобраться. Не исключено существование в этом же месте и более ранних конструкций для перехода через ручей. Судя по старым картам и обнаруженной на камнях дате сооружение использовалось как минимум до 60-х годов XIX века.

В XVIII-XIX веке тракт Карасубазар – Феодосия был довольно оживленным.  Это подтверждают и находки, сделанные при раскопках моста. Они представлены, в первую очередь, конскими подковами и деталями упряжи. Попадаются и монеты середины XIX в, но их немного. Отдельно следует отметить находку пулелейки и 7 свинцовых пуль. Эти изделия могут свидетельствовать о нахождении у моста постоянного поста. Это совершенно не удивительно, так как именно в этой точке сходились две дороги: одна шла с востока из Феодосии, вторая – с юго-востока из Судака.

В наше время от почтового тракта XVIII – XIX века с его многочисленными мостами почти ничего не осталась. Практически по его трассе прошла дорога Белогорск — Золотое Поле. Открытый мост является единственным сохранившимся архитектурно-инженерным сооружением, памятником дорожного строительства XVIII — первой половины XIX века не только на этом тракте, но и во всем в Крыму. Он расположен в непосредственной близости от трассы «Таврида».

– После небольшой реставрации мост может стать интересным объектом демонстрационного показа, иллюстрирующего преемственность дорожного строительства в России XVIII и XXI веков. Трудно было бы найти иной, более яркий, пример этой преемственности, – отметил директор Института археологии Николай Макаров.

Верхняя часть моста
Читать 1838.РФ в Яндекс.Дзен